Журналистки телеканала «Дождь» Валерию Кичигину обвиняют в распространении «фейков» про российскую армию (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ), поводом для этого в том числе стал ее пост о войне в Грузии 2008 года, сообщил 19 декабря «Дождь».

Детали. Дело журналистки рассматривает Таганский районный суд Москвы. На заседании 19 января зачитали обвинительное заключение, в котором процитировали две записи Валерии Кичигиной в соцсетях.
Одна из них в телеграм-канале содержала ссылку на статью журналиста Дмитрия Колезева об убийствах в Буче, сообщила «Медиазона». Другая запись опубликована в инстаграме, в ней Кичигина разместила «фотоколлаж с изображением солдат и военной техники под флагами Российской Федерации» с таким комментарием: «Сегодня годовщина с начала пятидневной войны в Грузии. В ночь с 7 на 8 августа российские войска вторглись в страну и бомбили мирные города. Уже 15 лет 20% Грузии оккупированы Россией».
Сейчас обе публикации недоступны. Согласно оглашенным материалам дела, принадлежность аккаунтов Кичигиной следователь устанавливал по материалам ФСБ.
По информации «Дождя», розыскные мероприятия по этому делу, начались еще в августе 2023 года, когда журналистка находилась в России. Через две недели она покинула страну, а в ноябре 2024 года было возбуждено уголовное дело. В январе 2025-го к семье Кичигиной в России пришли с обыском, в марте ее саму заочно арестовали и объявили в розыск, а позже внесли в перечень террористов и экстремистов.
Реакция журналистки. Валерия рассказала об уголовном деле в инстаграме и назвала его «подарком за репортаж и освещение „Баймакского дела“». «Всё это тянется год, поэтому я уже успела пройти все стадии от отрицания до принятия», — написала журналистка.
Она сообщила, что 21 января 2025 в квартиру ее семьи в Москве в 9 утра вломились силовики: «Незаконно забрали у мамы телефон, скринили нашу переписку (в материалах дела слова оттуда приводятся как мамин пересказ) и допрашивали всех до шести вечера. Спрашивали про причины отъезда, работу на „Дожде”, Баймакское дело, Алсынова, не вступала ли в экстремистские группировки в МГУ».
По словам журналистки «дело шито белыми нитками»: «Эти люди очень хотели что-то на меня собрать, обыскали все и все, что смогли найти, это даже не посты со словом „война“ или моим каким-то мнением, а буквально репост и история с фактами из Википедии».
Контекст. Статью о военных «фейках» ввели в уголовный кодекс России в марте 2022 года, с тех пор по ней массово судят за посты о вторжении России в Украину. Дело Валерии Кичигиной — первый известный случай, когда следствие сочло «фейком» публикацию о войне с Грузией.
Фото: Лера Файзуллина / Instagram 🔗